Четверг, 17.07.2025, 00:28

Приветствую Вас Гость | RSS

Два этапа. Первый начался с момента ликвидации Российской империи и про­должался вплоть до упразднения СССР. Для этого периода характерно сращивание единственной политической партии — КПСС с государственным аппаратом и неразвитость политической активности каких-либо других общественных объединений. Многие общепризнанные субъ­екты политической деятельности — народ, граждане, этносы и др. — практически не участвовали в определении содержа­ния политики. Бесплатное образование и медицинское об­служивание, гарантированные права на труд, жилище, социальное обеспечение под воздействием так называемой рыночной экономики исчезают.

В политической системе Беларуси происходят сущест­венные изменения. Их позитивный итог во многом проблематичен в связи с глубоким экономическим и поли­тическим кризисом, затронувшим буквально все сферы общественных отношений.

Одним из важных является утверждение многопартийности.

Нормы законодательства, созданные в на­чале 90-х гг., в основном отразили цель обеспечения независимости государственных органов от общественных объ­единений и движений, но не создали механизма постоянно­го взаимодействия с ними.

Самой важной политико-правовой целью и постоянной задачей для политической системы Республики Беларусь является обеспечение самостоятельности государства, созда­ние условий для дальнейшего развития демократии. Эта цель должна достигаться наряду с созданием достойного уровня жизни для каждого члена общества, соблюдением прав и свобод гражданина, гарантированностью их реализации.

В демократическом обществе значительное развитие должна получить как представительная, так и непосредст­венная демократия.

Представительная демократия — это форма организации народовластия в масштабе нашего общества, связывающая в единую систему его части, самоуправление же возможно на самых различных уровнях, в локальных группах населения, в пределах конкретных территорий и не составляет системы.

Органы государственной власти должны быть своеобразными юридическими посредниками между населением, проживаю­щим на определенной территории, и обществом в целом в лице высших государственных органов.

Особое значение имеет Конституция Респуб­лики Беларусь. В ней отражены основные принципы форми­рования и функционирования политической системы в Бела­руси. Конституция в преамбуле закрепляет цели: утвержде­ние прав и свобод каждого гражданина; обеспечение граж­данского согласия, незыблемых устоев народовластия и пра­вового государства.

В тексте Конституции отражены основные принципы функционирования политической системы, регламентируется компетенция государства, определяется роль других элемен­тов политической системы. Единственным источником госу­дарственной власти в Республике Беларусь провозглашается народ, осуществляющий свою власть непосредственно (рефе­рендум, выборы) и через представительные органы. Демок­ратия осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. В республике запрещается создание и деятельность политических партий и других об­щественных объединений, имеющих своей целью насильст­венное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, национальной и расовой вражды.

В Конституции содержатся основные права и свободы граждан, в том числе и на участие в политической деятель­ности. Судьи, прокурорские работники, сотрудники орга­нов внутренних дел, Контрольной палаты Республики Бе­ларусь, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.

Конституция Республики Беларусь обладает высшей юридической силой, т.е. все законы и другие нормативные акты не должны противоречить Основному закону — Кон­ституции.